Доступная среда

Доступная среда

Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.

 

Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.

Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».

 

Подходы к зданию, пути движения

Вход на территорию дошкольного учреждения:  вход в здание МКДОУ оборудован тактильной мнемосхемой  с шрифтом Брайля  с информацией о дошкольном учреждении, кнопкой вызова персонала для инвалидов.

Беспрепятственный доступ в здание

 Все потенциально опасные препятствия на пути движения, в том   числе пути эвакуации, обозначены контрастной маркировкой:

  • крайние ступени наружных лестниц  
  •  стеклянные части входных дверей
  • установлена вывеска учреждения со шрифтом Брайля.

Пути движения внутри здания

Пути движения внутри здания (в т.ч. путь эвакуации):  на прозрачных полотнах входных дверей установлена яркая контрастная маркировка;  для инвалидов по зрению крайние ступени   при входе обозначены ярким контрастным светом.

 Табличка           Лестница               Дверь

Вывеска учреждения со шрифтом Брайля                     Контрастная маркировка лестниц                Контрастная маркировка дверей

Инклюзивное образование

Специально оборудованные учебные кабинеты

В детском саду функционируют 4 логопедических кабинета и 1 кабинет педагога-психолога  для организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).

Логопед.кабинет1              Логопед.кабинет2

Логопедический кабинет                                                       Логопедический кабинет

Оборудование групповых комнат включает разнообразный развивающий игровой материал для сюжетных игр и познавательно-речевого развития, музыкального, физического, коммуникативного, социального развития ребенка в соответствии с реализуемой программой.

Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий

Проведение практических занятий  для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи (ОНР, дизартрия))  проходят в кабинетах  учителей-логопедов и педагога-психолога.

При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  имеется коррекционное оборудование:  массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки,  мягкие спортивные модули, мягкие маты.   

Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.   

РППС  отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Группа1               Группа2           Группа5

 

Группа3                        Группа4

 

Группа10                      Группа9

 

Группа7                     Группа6

РППС в группах ДОУ  построенная по следующим принципам: открытость; гибкое зонирование; мобильность; полифункциональность, интеграция; гендерный подход; учет возрастных особенностей. В группах оборудованы физкультурные зоны с набором игр, пособий для развития движений, снятия статического напряжения. 

Для занятий с детьми с ОВЗ    имеется оборудование, необходимый спортивный инвентарь:    спортивные маты,  обручи и мячи разных размеров, скамейки, скакалки, гимнастические палки, шнуры для выполнения упражнений, кегли,  ленты и многое другое. Размещение оборудования отвечает возрастным особенностям и потребностям детей.  Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве.   В связи с принятием ФГОС, учреждение получает финансирование на укрепление материально технической базы.

Специально оборудованные средства обучения и воспитания

В ДОУ в кабинетах учителей-логопедов имеются  специально оборудованные средства обучения и воспитания коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

В 2019 году специально для обеспечения образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (дети с ОВЗ) было приобретено следующее оборудование: 

  • Аппаратно-программный комплекс Стабиломер;
  • Программно-дидактический комплекс Логомер 2;
  • Профессиональный стол логопеда с коррекционно-обучающим программным обеспечением; 
  • Учебно-методический логопедический комплекс для логопедов, психологов, дефектологов для детей с ОВЗ расширенной комплектации; 
  • Интерактивный программный комплекс "Наглядное дошкольное образование. Готовимся к школе. Развитие речи. Смотрим, слышим, говорим";
  • Интерактивный программный комплекс "Наглядное дошкольное образование. Готовимся к школе. Представления об окружающем мире";
  • Тактильный комплекс "Солнышко";
  • Песочница; 
  • Акустическая настенная панель;
  • Тактильная панель;
  • Сенсорный настенный развивающий логопедический комплекс.

 

Спец.оборудование4        Спец.оборудование2        Спец.оборудование1

 Стабиломер                                                           Логомер 2                                                   Профессиональный стол логопеда

 

Спец.оборудование5                    Спец.оборудование3

Сундучок логопеда                                           Тактильная панель

Средства обучения и воспитания дошкольников: печатные (методические пособия и литература, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал), электронные образовательные ресурсы (мультимедийные образовательные программы), наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации, магнитные доски и т.д.), демонстрационные (муляжи, макеты, модели и т.д.), спортивное оборудование, технические средства обучения , интерактивный комплекс "Играй и развивайся", музыкальные центры, проекторы, АРМ, телевизор, DVD и др.) В учреждении укомплектована библиотека учебно-методической и детской художественной литературы.

МКДОУ достаточно  оснащено всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. 

Кабинеты    учителей-логопедов  оснащены  современным интерактивным  оборудованием, учебно-наглядными пособиями, дидактическим материалом,  техническими средствами обучения.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Специально оборудованные библиотеки

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещен в методическом кабинете и группах.  Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами  для инвалидов  ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения, тифло-книгами и тифло-аппаратами).

Специально оборудованные спортивные объекты

Специально оборудованные спортивные объекты в ДОУ  отсутствуют.

Сохранение и укрепление здоровья одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников ДОУ функционируют различные объекты спорта:   уголки двигательной активности в группах, спортивная площадка на территории ДОУ.  Воспитанники  детского сада занимаются физической культурой, утренней гимнастикой,  в ДОУ  проходят физкультурные досуги, спортивные соревнования, праздники. ДОУ оснащено всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений на улице. Уголки двигательной активности используются для проведения подвижных игр, закаливающих процедур и самостоятельной двигательной активности детей.

 

Забота о здоровье

Специальные условия питания

В МКДОУ организовано 3-разовое питание. 

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ  не созданы.

Специальные условия охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинским работником детской поликлиники,  который  осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.

Для проведения профилактических медицинских   осмотров воспитанников  МКДОУ узкими специалистами 1 раз в год  заключен договор с ГБУЗ «Городская больница г.Пласт».

Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.  В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:  проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;  осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;  обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

 Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

 

Информационные технологии

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих. 
В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МКДОУ  обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Оборудованы  автоматизированные рабочие места: заведующего детским садом, старшего воспитателя, делопроизводителя,  воспитателей, заведующего хозяйством, учителей-логопедов, психолога, музыкальных руководителей.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач. 

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы используются  педагогами при организации образовательного процесса. 

Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.  Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ - не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Специальные технические средства обучения

 В МКДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей группы с патологией речевого развития – ОНР). Кабинет учителя- логопеда содержит:   материалы и игры по темам; зеркало; комплект зондов для постановки звуков; дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания; картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков; логопедические альбомы для обследования; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; настольно-печатные дидактические игры; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; методическая, дидактическая, справочная и художественная литература. Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули,   магнитная доска. Комплект интерактивного оборудования: дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, компьютер, принтер, музыкальный центр, фонотека. Уличное оборудование для детей с ОВЗ (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).