Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.
Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.
Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».
Вход на территорию дошкольного учреждения: вход в здание МКДОУ оборудован тактильной мнемосхемой с шрифтом Брайля с информацией о дошкольном учреждении, кнопкой вызова персонала для инвалидов.
Все потенциально опасные препятствия на пути движения, в том числе пути эвакуации, обозначены контрастной маркировкой:
Пути движения внутри здания (в т.ч. путь эвакуации): на прозрачных полотнах входных дверей установлена яркая контрастная маркировка; для инвалидов по зрению крайние ступени при входе обозначены ярким контрастным светом.
Вывеска учреждения со шрифтом Брайля Контрастная маркировка лестниц Контрастная маркировка дверей
В детском саду функционируют 4 логопедических кабинета и 1 кабинет педагога-психолога для организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).
Логопедический кабинет Логопедический кабинет
Оборудование групповых комнат включает разнообразный развивающий игровой материал для сюжетных игр и познавательно-речевого развития, музыкального, физического, коммуникативного, социального развития ребенка в соответствии с реализуемой программой.
Проведение практических занятий для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи (ОНР, дизартрия)) проходят в кабинетах учителей-логопедов и педагога-психолога.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется за счет приобретения нового игрового оборудования и мебели. Подбирается определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников. Предусматривается реализация принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.
РППС отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
РППС в группах ДОУ построенная по следующим принципам: открытость; гибкое зонирование; мобильность; полифункциональность, интеграция; гендерный подход; учет возрастных особенностей. В группах оборудованы физкультурные зоны с набором игр, пособий для развития движений, снятия статического напряжения.
Для занятий с детьми с ОВЗ имеется оборудование, необходимый спортивный инвентарь: спортивные маты, обручи и мячи разных размеров, скамейки, скакалки, гимнастические палки, шнуры для выполнения упражнений, кегли, ленты и многое другое. Размещение оборудования отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве. В связи с принятием ФГОС, учреждение получает финансирование на укрепление материально технической базы.
В ДОУ в кабинетах учителей-логопедов имеются специально оборудованные средства обучения и воспитания коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В 2019 году специально для обеспечения образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (дети с ОВЗ) было приобретено следующее оборудование:
Стабиломер Логомер 2 Профессиональный стол логопеда
Сундучок логопеда Тактильная панель
Средства обучения и воспитания дошкольников: печатные (методические пособия и литература, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал), электронные образовательные ресурсы (мультимедийные образовательные программы), наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации, магнитные доски и т.д.), демонстрационные (муляжи, макеты, модели и т.д.), спортивное оборудование, технические средства обучения , интерактивный комплекс "Играй и развивайся", музыкальные центры, проекторы, АРМ, телевизор, DVD и др.) В учреждении укомплектована библиотека учебно-методической и детской художественной литературы.
МКДОУ достаточно оснащено всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.
Кабинеты учителей-логопедов оснащены современным интерактивным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещен в методическом кабинете и группах. Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения, тифло-книгами и тифло-аппаратами).
Специально оборудованные спортивные объекты в ДОУ отсутствуют.
Сохранение и укрепление здоровья одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. Для развития физических качеств и обеспечения разнообразной двигательной активности дошкольников ДОУ функционируют различные объекты спорта: уголки двигательной активности в группах, спортивная площадка на территории ДОУ. Воспитанники детского сада занимаются физической культурой, утренней гимнастикой, в ДОУ проходят физкультурные досуги, спортивные соревнования, праздники. ДОУ оснащено всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений на улице. Уголки двигательной активности используются для проведения подвижных игр, закаливающих процедур и самостоятельной двигательной активности детей.
В МКДОУ организовано 3-разовое питание.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ не созданы.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинским работником детской поликлиники, который осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
Для проведения профилактических медицинских осмотров воспитанников МКДОУ узкими специалистами 1 раз в год заключен договор с ГБУЗ «Городская больница г.Пласт».
Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательного процесса.
Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ - не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
В МКДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей группы с патологией речевого развития – ОНР). Кабинет учителя- логопеда содержит: материалы и игры по темам; зеркало; комплект зондов для постановки звуков; дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания; картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков; логопедические альбомы для обследования; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; настольно-печатные дидактические игры; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; методическая, дидактическая, справочная и художественная литература. Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, магнитная доска. Комплект интерактивного оборудования: дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, компьютер, принтер, музыкальный центр, фонотека. Уличное оборудование для детей с ОВЗ (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).